ПРАВОСЛАВНЫЙ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД
"БАТУРИНСКАЯ СВЯТЫНЯ"


Архимандрит Антонин Капустин

Капустин Андрей Иванович (родился 12.08.1817, с. Батурино Шадринского у. Пермской губ.), архимандрит, ученый-византинист, церковный деятель, с именем которого связан период расцвета деятельности Русской духовной миссии на Святой земле. Родители, священник Иоанн Леонтьевич Капустин и Мария Григорьевна Варлакова, происходили из семей священников. Андрей Капустин получил образование в Далматовском духовном училище и Пермской, а затем Екатеринославской духовной семинарии, в 1839-1843 гг. учился в Киевской духовной академии (КДА), по окончании которой удостоен степени магистра богословия (1844), оставлен преподавать нем. и греч. языки, в октябре 1845 г. стал бакалавром академии. 7 ноября того же года пострижен в монахи с именем Антонин митраполитом Киевским Филаретом (Амфитеатровым). С 1846 г. занимал различные административные должности в КДА, преподавал на кафедрах нравственного богословия (1846), библейской герменевтики и обличительного (сравнительного) богословия (1847). Наряду с этим по поручению академии в 1845-1850 гг. занимался исправлением русского перевода гомилий свт. Иоанна Златоуста, писал статьи и проповеди.

15 мая 1850 г. Антонин был назначен настоятелем церкви при руссском посольстве в Афинах. Одним из важнейших его дел стало восстановление находившейся в руинах древней афинской ц. Ликодиму (св. Никодима, нач. XI в.), начатое в дек. 1851 на деньги русского правительства и завершенное в 1855 г. После восстановления этот храм, освященный во имя Св. Троицы, был передан России и стал русской посольской церковью. Все строительные работы, роспись храма, а также предшествовавшие восстановлению церкви археологические раскопки велись под руководством Антонина, который в награду за труды 5 апреля 1853 г. Святейшим Синодом РПЦ был возведен в сан архимандрита (чин совершил митрополит Аттикийский Неофит). В то же время им были собраны, изучены и позднее опубликованы более 200 христианских надписей Афин VI-XII вв. (О древних христианских надписях в Афинах. СПб., 1874). Во время своего пребывания в Греции Антонин начал описывать древние рукописи, совершил поездки в Рим (1852), Иерусалим и Египет (1857), получив возможность познакомиться с различными рукописными собраниями. В 1859 г. он предпринял первое путешествие на Афон, где посвятил много времени исследованию древних рукописей и книг, а также составлению описаний нескольких монастырских книжных хранилищ. В это время он познакомился с архимандритом Порфирием (Успенским), с которым вел впоследствии переписку.

В 1860-1865 гг. Антонин являлся настоятелем посольской церкви в Константпрнополе. Это был период его наиболее плодотворной научной деятельности. В 1862 г. им был составлен каталог 624 рукописей библиотеки иерусалимского Святогробского подворья в Константинополе (опубл.: дмитриевский А.А. Путешествие по Востоку и его научные результаты. К., 1890. С. 119-148), в котором Антонин впервые обратил внимание ученых на уникальный рукописный сборник, содержащий текст Дидахэ. В апреле 1862 г. Антонин посетил г. Никею (Изник) и его окрестности (материалы о поездке в Вифинию и зарисовки опубл. в ХЧ в 1862-1863). Весной 1863 г. Антонин, получив отпуск, единственный раз за более чем 40-летнее пребывание на Востоке смог совершить поездку на родину; по пути в Батурино к родителям он посетил крупнейшие научные центры Европы и России (Вена, Прага, Дрезден, Петербург, Москва) и книжные собрания крупнейших библиотек, познакомился с лучшими специалистами в области славяноведения и византинистики. В том же году по поручению Святейшего Синода Антонин исследовал на Афоне вопрос о подлинности Синайского кодекса Библии, подтвердив его древность, а в 1868 г. вел в Константинополе переговоры об окончательной передаче этой ценнейшей рукописи русскому правительству. В мае-июле 1865 г. он совершил поездку по балканским провинциям Османской империи (Македония, Фессалия, Эпир), собрав в путевых дневниках богатый археологический материал по церковной истории (В Румелию. СПб., 1879; Из Румелии. СПб., 1886).

Деятельность архимандрита Антонина (Капустина) была золотым веком Русской Миссии и эпохой создания того уникального достояния России в Святой Земле, которое получило название Русской Палестины. До своего назначения в Иерусалим архимандрит Антонин провел четырнадцать лет в Афинах, которые стали для него «бесплатной, долговременной и самой приятной школой изучения христианских древностей», и в Константинополе, который дал ему большой дипломатический опыт. Отец Антонин прибыл в Святой Град в 1865 году и в 1869 был официально утвержден в должности начальника Русской Духовной Миссии. Холодность по отношению к Миссии со стороны Российского консульства в Иерусалиме и зачастую непонимание со стороны Синода вынудили архимандрита Антонина самостоятельно искать для Миссии новую сферу деятельности. Ею стало приобретение для Миссии земельных участков за пределами Иерусалима и строительство на них домов для паломников.

Стараниями Антонина и на пожертвования, полученные от частных лиц, была приобретена земля в Хевроне вокруг Мамврийского дуба (это отпрыск дубравы Мамре, где под сенью одного из деревьев патриарх Авраам принял Трех Таинственных Странников (Быт. 18, 1-5), в 1871 г. около этого древнего дуба была отслужена первая литургия), на Елеонской горе, где по проекту Антонина был построен русский моностырь Вознесения Господня (был возведен храм, освященный по настоянию Иерусалимского Патриархата во имя Христа Спасителя, и колокольня, получившая название “русской свечи”). Прежде чем приступить к строительству, А. провел на этом месте археологические раскопки, в ходе которых удалось обнаружить древние мозаики (VI-IX вв.) и погребальные пещеры. Вскоре состоялась покупка участка земли в Айн-Кареме, неподалеку от Иерусалима, где был построен русский Горненский жен. моностырь. На участке, купленном в Яффе, под руководством Антонина был раскопан подземный некрополь, отождествленный с местом погребения прав. Тавифы (вскоре на этой земле был устроен апельсиновый сад и возведен дом для паломников, а в 1894 году освящен храм в честь святого апостола Петра). Были приобретены также земельные участки в Иерихоне, Тивериаде, Бейт-Джале, Вифлееме, Силоаме и Анате (см. Анафоф).

Благодаря приобретению этих участков в собственность Русской Церкви православные паломники получали возможность посещать и молиться на этих святых местах, а их молитва вдохновлялась воспоминанием о совершившихся там событиях Священной истории. Приобретение земельных участков Русской Духовной Миссией, кроме того, несло и миссионерскую функцию, препятствовало деятельности католиков и протестантов, которые скупали святые места и строили на них свои храмы и учреждения. Житием свт. Николая Пинарского, значителен его научный вклад как археолога и литургиста.

Археологией архимандрит Антонин начал заниматься со своих первых дней в Палестине. С 1883 года он руководил раскопками на русском участке в Иерусалиме близ Гроба Господня, которые увенчались ценнейшей находкой: был обнаружен порог Судных врат, через которые проходил Крестный путь Спасителя, и часть храма Воскресения Христова, построенного императором Константином Великим. Трудами архимандрита Антонина на русском участке в Яффе был обнаружен древний некрополь, который предание связывало с местом погребения праведной Тавифы (Деян. 9, 36-43). На русском участке в Иерихоне были обнаружены остатки византийского храма VI века, его мозаичных полов и надгробие его основателя игумена Кириака. В результате раскопок на русском участке на Елеоне были найдены два мозаичных пола, один из которых представляет собой уникальный образец мозаичного искусства и датируется V-VI веком. Находки, добытые в результате раскопок, обогащали не только специально созданный архимандритом Антонином археологический музей Миссии в Иерусалиме, но и церковно-археологические собрания российских Духовных Академий.

Порог судных врат

В связи со сложностями оформления актов о покупке участков, они приобретались на имя драгомана, т.е. переводчика, Миссии турецкого подданного Якова Егоровича Халеби, а тот переоформлял дарственную на имя архимандрита Антонина. Таким образом сложился так называемый «вакуф архимандрита Антонина» в Палестине, которой он в 1894 году завещал Русской Церкви в лице Святейшего Синода. В 1889 году стоимость всех участков, приобретенных архимандритом Антонином, составляла миллион рублей. Покупка земельных участков отцом Антонином при его жизни зачастую воспринималась с большой холодностью, и в 1872 году Синод распорядился отказаться от дальнейшего приобретения земель.

Как и прежде, Миссия совершала богослужения и требы для паломников, а иногда, с благословения Синода, и монашеские постриги. В паломнический период члены Миссии проводили чтения и беседы с народом и сопровождали паломников при посещении ими святых мест. Этим архимандрит Антонин стремился освободить русское паломничество в Святую Землю от чрезмерного влияния греков. В глазах архимандрита Антонина, роль начальника Русской Миссии отнюдь не ограничивалась тем, что он был посланником Святейшего Синода при Патриархе Иерусалимском. Отец Антонин подчеркивал, что глава Миссии «есть духовный начальник поклоннического учреждения нашего в Иерусалиме…».

При миссии был создан музей. В конце жизни Антонину удалось оформить 6 из 12 приобретенных им участков в принадлежавший ему «вакуф» (особая форма религиозного  землевладения в мусульманском. праве); согласно завещанию Антонина, все его землевладения (кроме одного участка) были оставлены Святейшему Синоду РПЦ. Собственность России на остальные участки официально оформлял уже после смерти Антонина русский генеральный консул А. Г. Яковлев.

Архимандрит Антонин приложил много усилий и для просвещения местного населения Палестины и Сирии. Так, на средства, пожертвованные императрицей Марией Александровной, он по собственной инициативе устроил школу для девочек в арабском селении Бейт-Джала близ Вифлеема. По указанию А. на приобретенных им землях строились приюты для паломников и школы для детей православных арабов.

За счет отдыха архимандрит Антонин находил время и для серьезных научных занятий церковной археологией и византинистикой. Список его опубликованных работ «занимает 17 страниц убористого печатного текста». Во 2-й половине 60 гг. XIX в. Антонин участвовал в подготовке к изданию актов русского моностыря св. Пантелеимона на Афоне (Акты русского на св. Афоне моностыря св. великомученика и целителя Пантелеимона. К., 1873). В октябре-ноябре 1867 г. Антонин изучал рукописи Патриаршей библиотеки в Иерусалиме, грузинской рукописи Крестного моностыря, в июне 1868 г. работал над каталогом рукописей и старопечатных книг лавры св. Саввы Освященного (ок. 700 ед. хр.). С начала августа до 18 сентября 1870 г. он вместе с помощниками составил описание 1310 греческих, 38 славянских и 500 арабских. рукописей библиотеки моностыря вмц. Екатерины на Синае (не публиковалось и легло в основу изданного в Лейпциге в 1886 каталога В. Гардтхаузена); за этот труд Антонин получил в дар от братии моностыря уникальную рукопись — т. н. Киевские глаголические листки, переданные им позднее в библиотеку КДА. В палестинский период расширяется личная коллекция рукописей Антонина, в которой помимо греческих имелись также славянские (кириллические и глаголические), арабские и древнееврейские рукописи, греческие и славянские старопечатные книги, памятники византийского искусства, монеты (основная их часть была пожертвована в ИППО, см. Помяловский И.В. Описание древних и средневековых монет, принесенных в дар Православному Палестинскому обществу архимандритом Антонином, начальником Духовной миссии в Иерусалиме. СПб., 1886). Антонину принадлежит исследование, выявившее смешение в агиографической традиции сведений о свт. Николае Мирликийском с житием свт. Николая Пинарского, значителен его научный вклад как археолога и литургиста. Собранная им коллекция рукописей (ок. 100 ед.) в 1898-1899 была приобретена Имп. Публичной библиотекой; в настоящее время хранится в Киеве (ЦНБ НАНУ, Киево-Печерская лавра) и С.-Петербурге (РНБ, РГИА). Эпистолярное наследие Антонина не систематизировано и находится в разных фондах.

Научные заслуги Антонина были отмечены избранием его членом многочисленных ученых обществ и учреждений России и Европы: Афинского археологического общества (1854), Одесского общества истории и древностей (1856), Имп. Русского археологического общества (чл.-кор. с 1857, почетный чл. с 1884), Московского общества любителей духовного просвещения (1869), КДА (1870), Немецкого восточного археологического общества (1872), Киевского церковно-археологического общества (1873), СПбДА (1873), Имп. Православного Палестинского общества (1882), МДА (1888) и др. За свою усердную деятельность он был отмечен многими государственными и церковными наградами.

Архимандрит Антонин (Капустин), окруженный сотрудниками, русскими паломниками и благотворительницами, возле церкви Вознесения на Елеоне, в последние годы своей жизни (фото с сайта http://www.pravoslavie.ru)

Скончался палестинский труженик 24 марта 1894 года после 29 лет неустанных трудов на пользу Православия в Святой Земле. Похоронен Антонин в построенном им соборе Вознесения Господня на Елеонской горе в Русском Вознесенском мон-ре.

Jerusalem_Orthodox_Church

 Архимандрит Киприан (Керн) так пишет о кончине о.Антонина:

«Чувствуя приближение кончины, он вызвал к себе своего духовника, настоятеля лавры св. Саввы иеромонаха Анфима, и 18-го марта был им напутствован в будущую жизнь. 19 марта в присутствии консула нашего, С. В. Арсеньева. о. архимандрит изложил свою последнюю волю:

1) Синоду он передавал все земельные имущества и печатные книги своей библиотеки.

2) Миссии — музей древностей.

3) Эрмитажу — найденный им при раскопках бюст Ирода Великого (копия его хранится в Музее).

4) Киевской Академии — телескоп Секретана, а другой, меньший, брату Михаилу Ивановичу, жившему в Перми и также большому любителю астрономии.

5) В Далматовский монастырь — наперсный крест.

6) Святому Гробу — панагию с сибирскими камнями.

7) Кафедральному собору в Перми — другую панагию,

8) Публичной библиотеке в Петербурге — собрание рукописей греческих и южно-славянских, но с условием, чтобы за них было выплачено 5000 р. Русскому Посольству в Константинополе с тем, что бы оно их обратило на постройку церкви муч. Антонина в Ангоре (Анкира), где он и пострадал

9) Свою «повесть временных лет» — 19 больших тетрадей в четвертую долю листа его дневников, изо дня в день водимых с 1841 года, он завещал Синоду, но с тем, чтобы для печати ими воспользоваться было можно только через 40 лет после его смерти, т. е. в 1934 году. Насколько известно, по имеющимся сведениям, этот ценнейший документ пропал. Хотелось бы верить, что только временно.

24-го марта, в 2 часа пополудни, о. игумен Вениамин, старший член Миссии, стал читать отходную над угасавшим о. Антонином. В 4 часа ударили к вечерне под Благовещение. Больной спросил: «К чему это звонят?..» А через некоторое время протяжный и заунывный звон колоколов возвестил Иерусалиму, что о. архимандрит закончил свой страннический путь по лицу земли, и душа его пошла «в путь всея земли».

У могилы архимандрита Антонина Капустина. 2008г. (фото с сайта http://www.mepar.ru)

Архимандрит  Киприан (Керн) в предисловии к своей книге об отце Антонине писал: «Если бы отец Антонин не был русским, ему на родине, наверное, уже поставили бы памятник, чтили бы годовщины его рождения и смерти и написали бы о нем по крайней мере одну, быть может сухую, но солидную и исчерпывающую монографию. Мы же просто крепко забыли его».